Цветик-семисветик

Саткинский краеведческий музей приглашает!

Выставка редких фотодокументов

 

             "60 мгновений прошлого"

Виртуальная выставка редких фотодокументов из фондов музея

Каждый месяц Вы сможете увидеть 6 новых документов

Уважаемые посетители выставки! Если Вам знаком документ  или фотография и у Вас есть какой-либо дополнительный материал о фактах или персонах, связанных с данным фотодокументом, то просьба направить данные материалы в музей по адресу г. Сатка, площадь 1 Мая, 1 Б или на электронную почту musey.satka@mail.ru

     

Нелегальная фотооткрытка-коллаж

«Дарю сердечно – Помни вечно!»

 

Фотография, позволявшая практически бесконтрольно тиражировать изобразительную продукцию и получать необлагаемую налогами прибыль, всегда была привлекательна для индивидуальной коммерческой деятельности. Но производство открыток, как и всякой печатной продукции, должно было быть одобрено еще и цензурой, а спросом пользовались преимущественно такие сюжеты, которые не являлись "идеологически выдержанными". Нелегальная фотографическая открытка не имела на обороте ни сведений об издателе, ни адресных граф, ни цензурных знаков. Оборот был пуст.

Предназначалась она для передачи лично в руки или для пересылки в конверте. Распространялась, как правило, "инвалидами" (чаще всего глухонемыми) или детьми в местах большого скопления народа: на базарах, вокзалах, в поездах, у кинотеатров. В снятом В. Огордниковым в Сатке фильме «Барак» (Госпремия 2000 г.) есть такой персонаж – фотограф Жора Фугельман, тоже «промышляющий себе на жизнь» нелегальной фотооткрыткой и продающий её в поездах. Изготовленная кустарным способом фотооткрытка являлась предметом внимания правоохранительных органов, поскольку ее производство и продажа считались незаконной коммерческой деятельностью.

Фотографы-кустари использовали фотомонтаж, дополняя фотографический сюжет рисованным орнаментом из цветов, изображением таких символов счастья и благополучия, как подковы, голуби, якоря, бокалы с вином. Взяв за образцы продукты массовой культуры разных стран и достаточно большого временного периода, они еще более упрощали их, приспосабливали к местным национальным особенностям и социальным условиям. Все это, дополненное самодеятельными текстами, делает нелегальную фотооткрытку своеобразным и уникальным явлением культуры.

Стремясь разнообразить ассортимент своей продукции, кустари использовали для копирования самые разные образцы. В качестве текстов к изобразительным сюжетам многочисленные цитаты из популярных песен, образцы самодеятельной поэзии:

"Вспомни меня, когда рано проснешься,

Тихо откроешь глаза,

Вспомни меня, когда вечер начнется,

Тихо взойдет золотая луна".

                «В нас двоих бьётся сердце одно

                Нам друг друга любить суждено».

                                               "С тобой вдвоем счастье навек найдем"!

"Третьей" или "промежуточной" культурой называют частушку, альбомную поэзию, шансон. Сюда же вполне можно отнести и послевоенную нелегальную фотооткрытку.

18. 

 

 Карманный справочник-календарь на 1926 г.

Москва, издание Рабочей газеты. 1925 г.

миниатюрный формат (9х7 см)

РАБОЧАЯ ГАЗЕТА  — ежедневная массовая рабочая газета, орган ЦК ВКП(б). Начала издаваться 1 марта 1922 г. под названием «Рабочий», с 99 номера — «Рабочая газета». В передовой статье первого номера было сказано: «Мы ставим себе простую задачу: чтобы у рабочих была своя газета». Всего выпущено 3019 номеров. Газета выходила до 29 января 1932 года, затем была преобразована в «Водный транспорт». Активно велась массовая работа с рабселькорами. В 1923 г. одна из конференций рабочих читателей и рабкоров в провинции проходила в  Златоусте, на ней присутствовали и саткинские рабочие корреспонденты.

В качестве приложений к «Рабочей газете» выходили журналы «Крокодил», «Работница», «Экран», ежемесячный научно-популярный журнал «Хочу все знать» (в 1927 г. тираж составлял 150 тыс. экз.), ежемесячный детский журнал «Мурзилка» и приложение к этому журналу «Мурзилкина газета» (ежемесячное издание, тираж в 1927 г.—250 тыс. экз.), «Листок рабкора», «Газета крокодила», «Творчество в цеху», «Школа на дому».  В 1927 г. тираж газеты превышал 300 тыс. экз.

У газеты была своя типография. В качестве бесплатной рекламы выпускался карманный справочник-календарь, распространявшийся по заявкам, тираж в 1925 году 300 000 экземпляров.

Интересно:

- В издании на 1926 год революционные и религиозные праздники  

  совершенно равноправны.

- Неделя начинается с воскресенья.

- Существовали скидки на подписные издания после половины года.

- Подписка на газету была одновременно страховкой от несчастных

  случаев и увечий!

 

Экземпляр, хранящийся в фондах СКМ, принадлежал М. Рыжих. На обложке запись карандашом: Получил 15-го октября 1925 г. М. Рыжих.

 

17.  

 

 

 

 

 

 

 Талон лесорубочного ордера. 1929 год.    Златоустовский округ. Саткинское лесничество.

Талон ордера к основному билету выдан лесничим Можаевым 25 сентября 1929 года имя Сальниковой Александры. Лесорубочный ордер, лесорубочный и лесной билеты, как и сейчас, выдавались лесопользователю при кратко­срочном пользовании лесным фондом. Эти документы предоставляли лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид пользования в установленном объеме и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второсте­пенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускае­мых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восста­новления лесов и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдавался лесхозом, а лесорубочный ордер - лесниче­ством на мелкий отпуск древесины на корню и второстепенных лесных ресур­сов. Лесной билет давал право на проведение побочных лесных пользований, а также других видов пользования, кроме предоставляемых по лесорубочному билету.

Уникальность документа во времени выдачи – за несколько месяцев до упразднения лесничеств.

Немного из истории: Во времена Гражданской войны  и разрухи идеи устойчивого лесопользования оставались только идеями. Первый основательный Лесной кодекс РСФСР появился в 1923 году. Был образован единый государственный лесной фонд и введено разделение лесного хозяйства и лесопользования. Леса, согласно этому кодексу, передавались лесопользователям. Кроме того, в их ведение передавались леса местного значения, и на лесопользователей возлагалась ещё и охрана лесов от пожаров и самовольных рубок. В декабре 1929 г. было принято «Положение о советских лесных хозяйствах» и фактически произошло слияние лесного хозяйства и лесной промышленности, а все права и обязанности, связанные с лесом, были переданы в ведение ВСНХ.  В 1929 году началась индустриализация страны и в 1930 году  лесничества были преобразованы в леспромхозы.

 

16. 

 

 

 

 

 

 

 

       Заборная книжка Власовой А.Я. 1930 г.   Саткинский ЦРК, Магнезит, Каустический цех

 Понятие «заборная книжка» существовало уже в 19 веке. В словаре Даля даётся такое толкование: «заборная книжка, куда пишутся взятые в долг припасы». Таким образом, заборной книжкой именовали документ, по которому в лавках при некоторых фабриках и заводах можно было в кредит приобрести (забрать) товар.

С появлением  и развитием кооперации, значительный толчок  которой в начале ХХ века дала столыпинская реформа, понятие расширяется: заборная книжка — особая книжка члена кооператива, в которую записываются товары, взятые им, и сумма его закупки. Заборная книжка была необходима для того, чтобы выяснить спрос членов кооператива и делать им причитающуюся скидку.

 Родившееся в 1917-м молодое государство было основано на строго нормированном централизованном распределении. В конце 1920-х гг. положение со снабжением продуктами питания стало тяжёлым.

Начиная с 1928 года, опасаясь взрывов социального недовольства, местные власти стали самостоятельно принимать решения о введении нормированного снабжения. Центральные власти не успевали за инициативой снизу.  С появлением советских добровольных потребительских объединений значение понятия вновь изменилось: заборная книжка - книжка с талонами на получение, забор определенного вида и количества товара. Лозунги «Мясо – вредно» и «Тщательно пережевывая пищу, ты помогаешь обществу», которые мы знаем благодаря произведениям Ильфа и Петрова, на самом деле не литературный вымысел, а исторические реалии конца 1920-х годов.

Черным юмором отдает письмо рабочего В. Петрова, опубликованное в журнале «Гигиена питания» в 1927 году. Он принял лозунг о системе жевания как руководство к действию, и вот что в результате получилось: «После применения способа тщательного пережевывания у меня уменьшился сон: сплю сейчас от 6 до 7 часов, а раньше спал от 10 до 11 часов. Затем получил вкус, особенно в черном хлебе. Пищи ем в два раза меньше, чем прежде, и ем тогда, когда мне хочется…».

В кооперативных магазинах продукты питания и предметы ширпотреба продавались в первую очередь членам (пайщикам) данного кооператива. Они получали именные членские (кооперативные) книжки. В условиях нехватки продуктов питания, и прежде всего хлеба, уже в начале 1928 года было введено ограничение продаж внутри кооператива. Это называлось нормированным "отпуском товаров в одни руки".

В конце 1920-х годов население стало отождествлять заборные кооперативные книжки с карточками. В январе 1931 года власти официально подтвердили родство карточек и заборных книжек. Предприятия должны были выдавать своим служащим для приобретения продуктов и товаров в строго определенных магазинах заборные книжки.

 Эти документы администрация часто использовала как средства контроля и принуждения. Два раза в месяц, иногда и чаще, в книжках ставился штамп о выходе на работу. Без него получить что-либо в магазине было невозможно. При увольнении с предприятия человек и вовсе лишался "заборных документов" до получения новых на новом месте работы. Книжки состояли из нумерованных талонов. Талоны на хлеб были отменены в январе 1935 года, а на мясо, жиры, сахар и т.д. – лишь осенью 1935 года.

15.  

 

 

 

 

 Личная книжка разведчика старшего сержанта Запольских Тимофея Егоровича

В начале Великой Отечественной войны Тимофей Егорович добровольцем ушёл на фронт. Во время боёв честно относился к своим обязанностям, тому подтверждение личная книжка разведчика Калининского фронта старшего сержанта Запольских Т.Е. Боевые итоги разведчика: «Антон Хедил, обер-ефрейтор, захвачен в плен 20 марта 1943 г., Карл Кремпер, обер-ефрейтор, захвачен в плен 26 марта 1943 г., унтер-офицеры Иозеф Мульдерс, Вальтер Оттомберг, солдат Герман Вайгельт захвачены в плен 14 апреля 1943 г.»

 В 1944 году  Тимофей Егорович был ранен в голову и списан в запас. 

 

14. 

 

 

 

 

Краевед, коллекционер Николай Михайлович Мельников приобретал газеты, журналы, собрал богатую личную библиотеку. После смерти его сестра Клавдия Михайловна Мельникова передала в музей часть его коллекции. Так фонды музея пополнились коллекционными открытками серии «Уралъ. – Oural.».

Коллекционирование открыток называется филокартия. Собрание открыток может быть как тематическим, так и хронологическим. В отличие от филателистов, интересующихся почтовыми карточками с точки зрения исследования знаков почтовой оплаты, филокартисты интересуются главным образом художественной стороной издания.

Представляем Вам открытые письма нескольких издательских домов.

Фототипия Шереръ, Набгольцъ и Ко — знаменитая полиграфическая фирма, была создана в 1863 году, когда Шерер Мартин и Набгольц Георгий приобрели известную московскую фотографическую фирму Карла Августа Бергнера с условием сохранения в названии фирмы его имени. Новая фирма получила название «Шерер, Набгольц, бывшая А.Бергнера», причем Шерер занимался непосредственно фотосъемкой, а Набгольц — хозяйственными и финансовыми делами. Так было положено начало самой известной фотографической фирме в Москве "Шереръ, Набгольцъ и Ко".

19 октября 1894 года министром внутренних дел России были разрешены «бланки открытых писем частного изготовления». До этого бланки открытых писем в России выпускало только почтовое ведомство. Начиная с 1896 года фирма «Шереръ, Набгольцъ и Ко» занялась изданием открытых писем с видами Москвы, а затем и других городов России. Выпуск открытых писем продолжался вплоть до 1918 года.  

13.  

Бакал. Взвешивание руды до пожога. Фототипия Шерер, Набгольц и Ко., Москва. 1906

12. 

Бакал. Рудообжигательные печи.   Фототипия Шерер, Набгольц и Ко., Москва. 1906

 

Издательство Д.П. Ефимова. Дмитрий Панфилович Ефимов — владелец московского книжного магазина, наиболее известен как издатель высококачественных видовых открыток. Как издатель Д.П.Ефимов проработал не долго — вероятнее всего, он обанкротился. Все стеклянные негативы с изображением Российской империи были проданы  издателю А.С.Суворину. В начале января 1907 года  Д.П. Ефимов совместно с А.С. СуворинымИ.Д. СытинымМ.В. Клюкиным и В.И. Игнатьевым на равных основаниях учредили новую фирму (Торговый дом) в виде полного Товарищества под названием «Товарищество торговли произведениями печати на станциях железных дорог».

11. 

Бакал. Верхний рудник. Издательство Д.П. Ефимова. 1905

10. 

Скала «Шихан» близ тяжелого железного рудника. Издательство Д.П. Ефимова. 1905

 

Издательство Т-ва «Контрагентъ печати» въ Москвѣ. Александр Сергеевич Суворин, известнейший российский книгоиздатель, издавал открытки под такими шапками с 1906 по 1909 гг. 

9. 

Бакал. Нижний рудник. Издательство Товарищества «Контрагент печати» в Москве.

 

25 апреля 1911 года А.С. Суворин, И.Д. Сытин и еще тринадцать вкладчиков, учредили, как значилось в соответствующем документе — «Торговый дом в образе Товарищества на вере под фирмою «Контрагентство А.С.Суворина и К°» для издательской деятельности и торговли произведениями печати на станциях железных дорог, пароходах, пароходных пристанях и во всех городах и селениях Российской империи».

8.   

Железнодорожная линия по реке Сатке. Издательство Контрагентства А.С. Суворина и Ко. 1914 г.

 

 

 

1.      7/ Крестный календарь на 1912 год

 Алексей Алексеевич Гатцук - создатель первого частного календаря в России и издатель Крестного календаря.

Крестный календарь содержит самые обыденные практические сведения, необходимые рядовому читателю: перечень православных праздников, карту железных дорог Европейской России, метеорологические и географические сведения, указатель важнейших распоряжений русского правительства за предыдущий год, государственная статистика, перечень замечательных открытий и изобретений, известных к тому времени. Так же из календаря можно было узнать о том, когда и где в этом году состоятся ярмарки (приводятся их полные списки), сколько стоит отправить денежный перевод или посылку в другой город и много другой полезной и необходимой читателю информации из самых разных областей жизни тогдашней России. Календари А. Гатцука выходили в течение более полувека - с 1865 по 1917 гг. и считались одними из самых полных, и наиболее тщательно составленных изданий подобного рода. До 1891 г. Алексей Алексеевич сам редактировал свой календарь, а после его смерти он стал выходить сначала под редакцией его сына В.А. Гатцука (1893-1910), а затем и наследников (1911-1912), тому подтверждение надпись внизу титульного листа. Календари на 1915-1917 гг. издавались Яньковой, Заинчковской, Сабуровой (все они - урожденные Гатцуки).

1.      6. Решение исполнительного комитета Саткинского районного Совета трудящихся от 10 мая 1957 года об организации краеведческого музея в г. Сатке. Кроме перечисленных в документе лиц большую помощь в организации музея оказал  первый секретарь Саткинского райкома КПСС Козлов Лука Афанасьевич. Все строительно-ремонтные работы по подготовке здания провел Саткинский металлургический завод, директор Минеев Петр Иванович. Все организации передавали в музей предметы для экспонирования. Первым директором музея стал Вахрушев Дмитрий Иванович.

1.    

1.     5. Почтовая карточка «Воскресенский старообрядческий монастырь», нач. XX в.

Нам известны две фотографии Воскресенского единоверческого монастыря. Самое знаменитое авторское фото А.Н. Арсентьева - Златоустовского фотографа. Оно напечатано в журнале Нива №3 за 1903 год. Этот же снимок в альбоме, подаренном главному начальнику Уральских горных заводов И.П. Иванову в 1896 году. Альбом хранится в Златоустовском краеведческом музее. На обороте представленной почтовой карточки надпись «Урал. Воскресенский Православно-Старообрядческий Монастырь».


 

 

4. Фотография «Преподаватели и учащиеся Саткинского двухклассного училища», 1897 г.

Студийный снимок, сделан в Саткинском заводе. Во втором ряду шестой слева Мышкин Платон Александрович, народный учитель, один из организаторов Народного образования в Сатке. В третьем ряду второй слева Сафон Иванович Рычагов, волостной старшина Саткинской волости.

 

 

  

3. Журнал «Сборник Русского чтения», 1909 г.

Бесплатное приложение к еженедельной газете «Русское чтение» журнал «Сборник Русского чтения»  с рисунками и картинами издавался в Санкт-Петербурге с 1901 по 1916 годы.

На первой странице данного номера изображение Святой благоверной княгини Анны Кашинской и сведения об её жизни, смерти, канонизации, деканонизации и повторной канонизации, которая состоялась 12 июня 1909 года. Этот день православные Саткинцы отмечали крестным ходом. Верующие с иконами шли на Монастырку, где ранее была основана единоверческая община имени Святой благоверной княгини Анны Кашинской.

 

1.       

 

2. Спецвыпуск газеты Саткинский рабочий «Ударная стройка» №3 1964 г.

Выездная редакция «Саткинского рабочего»  и штаба стройки на строительстве ЦМП - 4 на заводе «Магнезит». Спецвыпуск напечатан в Саткинской типографии (Комсомольская, 13) тиражом 320 экземпляров.

 

1.      

 

1. Свидетельство о награждении города Сатки переходящим Красным знаменем, 1989 г.

 

 

 

1.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнаружив в тексте ошибку, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Дата публикации: 26 января, 2017 [10:52]
Дата изменения: 15 марта, 2017 [09:07]
Besucherzahler
счетчик посещений